День моряка-подводника на Тихом океане начался подъемом флагов на кораблях
19 марта 2011 года

День моряка-подводника, традиционно отмечаемый в России 19 марта, начался на Тихоокеанском флоте (ТОФ) в субботу с торжественного построения на палубах кораблей и подъема государственного флага, сообщил пресс-секретарь командующего ТОФ, капитан первого ранга Роман Мартов.

Официальная летопись подводного флота России началась 105 лет назад. 19 марта 1906 года подводные лодки высочайшим императорским указом вошли в официальную классификацию судов Российского военного флота как новый класс боевых кораблей.

"В субботу утром на кораблях и субмаринах ТОФ прошли торжественные построения моряков и подъем государственного флага и корабельных стягов расцвечивания. В 11.00 по местному времени (04.00 мск) во Владивостоке у мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота" состоится возложение венков к Вечному огню мемориала. В нем примут участие командование ТОФ, ветераны-подводники, моряки-тихоокеанцы, молодежь города", - отметил собеседник агентства.

По его словам, в субботу к памятникам и братским могилам моряков-подводников будут возложены живые цветы и гирлянды славы. В полдень (05.00 мск) во Владивостокском доме офицеров ТОФ состоится торжественное собрание, посвященное празднику, награждение отличившихся и концерт.

История подводного флота России берет свое начало от берегов Тихого океана. Первые российские подводные лодки здесь появились в 1903 году накануне русско-японской войны. Во Владивостоке начала свою военную службу первая русская подводная лодка "Дельфин", построенная в Санкт-Петербурге по проекту выдающихся российских инженеров Бубнова и Беклемишева.

"В конце апреля 1905 года в семидесяти милях от Владивостока, у мыса Поворотный, состоялась первая "встреча" русских лодок и японских кораблей. В ней участвовали лодки "Дельфин", "Касатка" и "Сом" под командованием князя Трубецкого. Это боевое столкновение сыграло важную роль: японцы сделали вывод, что русские подводные лодки представляют для них реальную угрозу, в связи с чем отказались от нападения на Владивосток с моря", - сказал собеседник.

Он напомнил, что в годы Великой Отечественной войны отряд подводных лодок Тихоокеанского флота совершил скрытый поход через Тихий и Атлантический океаны и вошел в состав Северного флота. Подводники-тихоокеанцы громили врага на Атлантике и Северном ледовитом океане, сопровождали из Великобритании в Мурманск интернациональные морские караваны союзников, которые доставляли по ленд-лизу военную технику и боеприпасы. На его счету десятки потопленных военных транспортов, боевых кораблей и субмарин противника.

В составе отряда в Заполярье бил врага и экипаж подводной лодки "С-56", которая совершила переход из Владивостока на Северный флот через Панамский канал, преодолев Тихий и Атлантический океаны. Субмарина выполнила восемь боевых походов и 12 торпедных атак, потопив четыре боевых корабля и транспорта противника. В 1953 году подлодка Северным морским путем вернулась на Тихоокеанский флот, завершив свое боевое кругосветное плавание.

Накануне 30-летия Победы подлодка "С-56" стала кораблем-музеем мемориала "Боевая слава Тихоокеанского флота". Сейчас в четырех отсеках субмарины - экспозиция, посвященная развитию подводных сил на Тихом океане. Три отсека: торпедный, жилой и центральный - восстановлены в том виде, в каком были в годы Великой Отечественной войны.

"В боевой летописи моряков-подводников Тихоокеанского флота - беспримерные длительные походы на предельную автономность плавания, переходы северным морским путем под плотным льдом Арктики, многомесячные боевые службы в Тихом и Индийском океанах.

Тихоокеанцы первыми в стране освоили многие типы подводных лодок, оснащенных самыми современными системами вооружения и техники. Восемнадцати подводникам ТОФ присвоено высокое звание героя Советского Союза и двум - героя России", - сказал Мартов.