Тройка лидеров российской промышленности в 2011 году не изменится - РИА-Аналитика
9 марта 2011 года

Тройка лидеров российской промышленности, в которую в прошлом году вошли нефтепереработка, добыча нефти и добыча прочих полезных ископаемых, в 2011 году не изменится, считают эксперты "РИА-Аналитика".

Согласно рейтингу финансового состояния отраслей промышленности, подготовленному "РИА-Аналитика" по итогам 2010 года, на первое место по уровню финансового благополучия занимает производство кокса и нефтепродуктов, затем идет добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, на третьем месте - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых.

Методика рейтинга предполагает ранжирование отраслей на основе агрегирования ряда ключевых показателей, характеризующих те или иные аспекты финансового положения отрасли, в том числе производительность труда, рентабельность продаж, доля просроченной задолженности и так далее.

НЕФТЬ - НАШЕ ВСЕ

Наибольшее влияние на позиции лидеров российской промышленности оказала нефтепереработка: по объемам производства эта отрасль в 2010 году вышла на рекордный уровень по всем группам продукции (первичная переработка, производство бензина, дизельного топлива и топочного мазута). Рост производства в отрасли в 2010 году был обусловлен увеличением спроса на внешнем рынке, а также существенным увеличением экспорта российского мазута и дизельного топлива.

Кроме того, Россия демонстрирует положительную динамику добычи нефти второй год подряд. "При этом объем добычи в 2010 году на фоне роста цен на нефть достиг рекордного значения, впервые в новейшей истории был превзойден уровень добычи в 10 миллионов баррелей в день", - отмечают эксперты. По объему добычи нефти Россия уже несколько лет опережает Саудовскую Аравию и занимает лидирующие позиции в мире. Рост прибыли в условиях благоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырья демонстрировали практически все компании и нефтяной и газовой отраслей.

Аналитики считают, что в 2011 году "вряд ли стоит ожидать существенных изменений в позициях рейтинга, тем не менее, ряд изменений все же произойдет". Высокие цены на нефть продолжат оказывать положительное влияние как на нефтедобычу, так и на нефтепереработку. Кроме того, постепенный выход мировой экономики из кризиса и продолжающийся рост китайской экономики по-прежнему будут стимулом для спроса на металл, что обусловит хорошие финансовые результаты для металлургии и добычи сырья.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И АВТОМОБИЛИ В ЧИСЛЕ ОТСТАЮЩИХ

Электроэнергетика в 2011 году может снова сдать свои позиции: за прошлый год она уже упала с третьего на шестое место. В электроэнергетике ситуация будет зависеть от "динамики тарифов в условиях полной либерализации рынка, а также от готовности правительства не вмешиваться в процесс ценообразования на электроэнергию, если рост тарифов все же превзойдет некий социальный порог". Неблагоприятным образом на финансовом состоянии отрасли будет сказываться ценовая ситуация на топливном рынке. Поэтому, наиболее вероятно, отрасль "производство, передача и распределение электроэнергии" в 2011 году потеряет позиции в рейтинге.

Снижение позиций отрасли в рейтинге-2010 эксперты объясняют фактором высокой базы. В 2009 году, когда в большинстве отраслей произошло существенное ухудшение всех финансовых показателей, электроэнергетика была одна из немногих, где сальдированный финансовый результат был положительным. В 2010 году ситуация стабилизировалась, и отрасль заняла свое среднее многолетнее положение. "Отметим, что сильное позиционное снижение в рейтинге по сравнению с прошлым годом произошло в электроэнергетике, хотя в 2010 году было отмечено рекордное увеличение спроса на электроэнергию. Наибольший вклад в этот прирост внесло посткризисное восстановление экономики, но немалое значение имели также аномальные морозы в начале года и небывалая жара в III квартале", - говорят эксперты.

Что касается производства отечественных автомобилей, то в 2011 году эта отрасль, скорее всего, не сможет улучшить позиции в рейтинге. "Фактор имортозамещения в условиях укрепления рубля и уменьшения спроса на отечественные автомобили не смогут не сказаться на финансовых результатах отрасли "производство транспортных средств и оборудования", - отмечают аналитики.

В 2010 году производство транспортных средств продемонстрировало высокие темпы роста (рост на 32,2% к уровню 2009 года, повышение в рейтинге до 14 места с 15 в 2009 году). Немаловажную роль сыграли и стимулирующие меры правительства. Так, утилизационная программа позволила существенно разогреть потребительский спрос и повысить объемы продаж автомобилестроительных заводов. "В то же время сам по себе такой высокий рост является не чем иным, как результатом эффекта низкой базы 2009 года, а по абсолютному объему производства отрасль пока не вышла на докризисный уровень", - говорят эксперты, добавляя, что "говорить о том, что это (рост продаж) привело к существенному улучшению финансовых показателей автомобилестроительных заводов, не приходиться". Речь, скорее, идет о частичном восстановлении существенно пошатнувшихся в кризис позиций.

САМЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ

По уровню производительности труда лидерами прошлого года стали производство кокса и нефтепродуктов (38,151 тысячи рублей на одного занятого), добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (9,531 тысячи рублей) и металлургическое производство (5,634 тысячи рублей).

Наиболее высокие темпы роста показало производство кокса и нефтепродуктов - 69% к 2009 году. Рост производительности труда в электроэнергетике шел гораздо более медленными темпами (18%), а потому отрасль из тройки лидеров спустилась на четвертое место по этому показателю.

В целом, российская промышленность в 2010 году оказалась одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики - рост промышленного производства составил 8,2%. Это один из самых высоких результатов в новейшей истории России. Более высокий результат был отмечен только в 2000 и 2003 годах. Такой существенный прирост в 2010 году во многом обусловлен фактором низкой базы, но промышленности удалось в большей степени восстановиться после кризиса, чем это наблюдалось в отношении ВВП, инвестиций, строительства и ряда других экономических показателей.