Птерозавры были больше ящерицами, чем птицами
21 января 2011 года

Повторяется с исправлением информации в шестом абзаце. Правильно читать "160 миллионов лет", не "160 лет".

МОСКВА, 21 янв - . Ученые впервые получили ископаемые свидетельства того, что птерозавры (летающие ящеры) - первые позвоночные животные, освоившие полет в истории эволюции жизни на Земле - были больше похожи на своих сухопутных собратьев, чем на современных птиц, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Sciecnce в четверг.

По словам ученых, птерозавры откладывали сразу несколько кожистых яиц, имеющих мягкую пергаментоподобную оболочку, которые закапывали во влажный грунт вблизи водоемов. Получая питательные вещества с просачивающейся внутрь яйца водой, птенцы вылуплялись уже готовыми к самостоятельному полету и были, скорее всего, лишены материнской заботы.

Это делает птерозавров, в противоречие с господствовавшими до сих пор представлениями, более похожими на рептилий, чем на современных птиц.

Ученые под руководством Цзюнь Чана Лю (Junchang Lu) из Геологического института Китайской академии геологических наук и Дэвида Анвина (David Unwin) из Лейецестерского университета в Великобритании, обнаружили ископаемые останки птерозавра с яйцом, которое животное не успело отложить перед смертью.

Находка, по словам авторов статьи, разрешает многие вопросы взаимосвязи эволюции динозавров и родственных им групп животных, живущих в наши дни, прямых потомков - птиц, и представляющих параллельную ветку эволюции - крокодилов.

Окаменелость представляет собой практически полный скелет птерозавра вида Darwinopterus, незадолго до смерти сломавшего крыло. Скелет был найден в донных отложениях доисторического озера на территории современной провинции Ляонин в Китае, где пролежал примерно 160 миллионов лет. Отличительной его особенностью является окаменелое яйцо, обнаруженное в непосредственной близости от тазовой кости животного.

Первое, на что обратили внимание ученые - небольшое содержание кальция в окаменелости яйца, несмотря на то, что костная ткань, богатая этим элементом, прекрасно его сохранила. Именно это обстоятельство заставило ученых предположить мягкую, а не твердую оболочку яйца.

Кроме того, сопоставление размеров яйца и внутренней полости дарвиноптеруса, предназначенной для его вынашивания, говорит о том, что, скорее всего, рептилия могла снести сразу несколько яиц. Так как размер яиц был небольшим, скорее всего они не содержали всех необходимых питательных веществ для роста и развития зародыша. По этой причине птерозавры, скорее всего, закапывали яйца во влажном грунте близ водоемов, где те получали дополнительные питательные вещества вместе с просачивающейся внутрь водой.

Такая стратегия выведения потомства исключает родительскую заботу о потомстве.

"Эти свидетельства о малом участии родителей в выведении потомства противоречат современным представлениям о том, что репродукция птерозавров была похожа на современные способы вынашивания птенцов у птиц, и показывают, что на самом деле она больше напоминала репродукцию современных рептилий", - пишут авторы в своей статье.