Япония готова предоставить $50-70 млн на проект транспортного коридора в Армении
26 января 2011 года

Японское агентство международного сотрудничества (JICA) готово предоставить 50-70 миллионов долларов на строительство транспортного коридора "Север-Юг" в Армении, сообщило в среду армянское агентство экономической информации АРКА со ссылкой на министра транспорта и связи Армении Манука Варданяна.

Правительство Армении 14 января 2010 года одобрило инвестиционную программу строительства автомобильной дороги "Север-Юг", а также рамочное финансовое соглашение между Арменией и Азиатским банком развития на общую сумму в 500 миллионов долларов и соглашение о предоставлении первого транша в размере 60 миллионов долларов на строительство коридора "Север-Юг", которые были подписаны 15 сентября 2009 года и 12 октября 2009 года соответственно.

"Мы на протяжении последнего года ведем переговоры с JICA и, согласно предварительной договоренности, они готовы осуществить софинансирование всей программы в размере 50-70 миллионов долларов", - сказал Варданян.

Он отметил, что более конкретно о договоренностях можно будет сказать после начала строительных работ.

По информации Варданяна, вероятно, в марте-апреле будет проведен конкурс на строительство транспортного коридора "Север-Юг".

На первый отрезок (Ереван-Аштарак) протяженностью 11,7 километра было выделено соответствующее финансирование, однако поскольку тендер на застройщика не выявил победителя, строительные работы не были начаты. В данной связи отрезок будет объединен с участком Аштарак-Талин в двойной лот и представлен на тендер весной 2011 года.

Автодорога Ереван-Аштарак является частью транспортного коридора "Север-Юг", проект которого инициирован Россией и Ираном и предполагает активизацию транспортных потоков, в том числе за счет строительства новых транспортных коммуникаций по маршруту Россия-Иран-Индия.

Министр также сказал, что Армения ведет поиск финансирования для разработки технико-экономического обоснования железной дороги "Север-Юг".

"Армения при содействии российской стороны уже составила техническое задание по строительству железной дороги "Север-Юг" (Иран-Армения) и сейчас ведется поиск финансовых средств для начала работ по составлению ТЭО", - сказал Варданян.

По его словам, после разработки ТЭО будет определено направление и основная структура дороги, в том числе с учетом возможного строительства тоннелей и мостов. До тех пор продолжаются переговоры с различными сторонами, в том числе российской, китайской, иранской, которые выразили готовность участвовать в программе.

Соглашение о строительстве железной дороги Иран-Армения было подписано 15 апреля 2009 года в Тегеране министром дорог и коммуникаций Ирана Гамидом Бихбахани и министром транспорта и связи Армении Гургеном Саркисяном. Строительство дороги может занять четыре-пять лет. По предварительным расчетам, ее длина составит 470 километров, из которых 60 километров пройдет по территории Ирана и 410 километров - по территории Армении.

Проектом железной дороги Иран-Армения занимается рабочая группа на уровне замминистров транспорта Армении, Ирана и России.

Премьер-министр Армении Тигран Саркисян ранее заявлял, что строительство железной дороги Иран-Армения является одним из приоритетных проектов для армянской стороны.

Железная дорога позволит Армении пользоваться альтернативным путем транспортировки энергоресурсов и других товаров. В настоящее время железнодорожные коммуникации Армении с зарубежными странами обеспечиваются только через территорию Грузии.

По предварительным данным, инвестиции в строительство железной дороги Иран-Армения составят около 2 миллиардов долларов.

Иранская сторона заявила о готовности предоставить Армении кредит в размере 400 миллионов долларов на реализацию проекта, при этом полностью обеспечив расходы на строительство железнодорожного сообщения на территории своей страны. Однако это не означает, что проект будет полностью осуществлен на иранские средства.

Переговоры о привлечении кредитов на строительство дороги ведутся с Россией, Ираном и Китаем.

Интерес к проекту строительства железной дороги Иран-Армения проявляют Всемирный банк и Азиатский банк развития.