Генетический обмен между древними европейцами, азиатами и африканцами продолжался 20 тыс лет
13 июля 2011 года

Обмен генетическим материалом между "африканской" и ушедшими в Европу и Азию популяциями современного человека продолжался как минимум 20 тысяч лет после "исхода" из Африки, который состоялся примерно 60 тысяч лет назад, пишут авторы статьи, опубликованной в журнале Nature.

Согласно современным представлениям, современный человек, Homo sapiens, возник в восточной Африке примерно 200 тысяч лет назад. Археологические находки на Ближнем Востоке показывали, что маршрут первых "выходцев" из африканского региона пролегал по так называемому Нильскому коридору, и первая миграция произошла около 65-40 тысяч лет назад. В январе 2011 года в журнале Science была опубликована статья, авторы которой предположили, что первые "мигранты" попали в Азию примерно вдвое раньше - еще 125 тысяч лет назад.

Хенг Ли (Heng Li) и Ричард Дурбин (Richard Durbin) из института Сенгера (Великобритания) предложили способ реконструкции численности древних популяций через сравнение генотипов современных людей. Анализируя генотипы четырех мужчин из Китая, Европы, Кореи и западной части Африки, они установили, что даже после начала расселения людей из Африки и сопутствовавшего этому падения численности обмен генетическим материалом продолжался - вероятнее всего, за счет африканских "мигрантов", продолжавших покидать регион.

"Данные, которые мы получили, не противоречат результатам предыдущих исследований, но с их помощью мы сможем изучить новые события и сделать новые выводы об истории человечества", - отметил Ли, чьи слова приводит пресс-служба института.

Ученые, в частности, установили, что в период, когда, как считается, и возник Homo sapiens, численность "европейской", "китайской" и "африканской" популяций человека была достаточно высокой. Однако примерно 60 тысяч лет назад, в момент начала "исхода" из Африки, начался и так называемый период "бутылочного горлышка", когда численность первых двух популяций сократилась примерно до 1/10 от исходного уровня. Этот период, по оценкам ученых, мог продолжаться до 50 тысяч лет. Для африканского региона "бутылочное горлышко" оказалось менее значительным, а численность популяции восстановилась быстрее.

"Мы также выяснили, что хотя дифференциация популяций современного человека могла начаться еще 100-120 тысяч лет назад, генетический обмен мог закончиться лишь 20-40 тысяч лет назад", - отмечают авторы статьи.

Они добавляют, что гипотеза об интенсивном обмене генетической информации в период "бутылочного горлышка" оказывается "неожиданной" в свете современных представлений о миграции человека. При этом она не противоречит данным, приведенным в археологической литературе, и "должна стимулировать дальнейшие исследования", говорится в статье.