Сарай-музей и сарай-отель встречают посетителей "Архстояния-2011"
30 июля 2011 года

Фестиваль "Архстояние", который открылся в пятницу в поселке Никола-Ленивец на реке Угре, пополнился шестью объектами, а именно разными вариантами сараев: от отеля до музея.

"Архстояние" проходит с 2006 года и каждый раз на территории вокруг деревни Никола-Ленивец появляются новые арт-объекты. В поле уже построил свою ротонду Александр Бродский, а идеолог проекта художник Николай Полисский прочертил "Границу империи" и также создал несколько объектов. В этом году главным источником вдохновения стал сарай, по итогам совместного конкурса "Архстояния" и мастерской "ТАФ" (Театр архитектурной формы) выбрали шесть сараев для реализации в Никола-Ленивце.

Как рассказал куратор "Архстояния" Антон Кочуркин "сарай - это вообще элементарная единица, первооснова всего".

"То, что здесь построено - это кураторский выбор команды "Архстояние". Когда я увидел 360 идей, представленных на конкурс, то понял - нельзя так оставить: в итоге я отобрал шесть проектов для реализации здесь", - пояснил куратор.

ГРАНИЦА САРАЙНОСТИ

При отборе, как рассказал Кочуркин, он руководствовался принципом маркирования пространства. Так, по его словам, объект "Сталь нестоячая" группы архитекторов из FAS(t) - остов сарая, на который накинуты цепи, выражает идею поэтичности, метафоричности фестиваля, а еще один объект "Сарай сараев" (бюро Manipulazione Internazionale) показывает то, что является главной темой.

"Он находится в деревне и стоит в том месте, где был реальный сарай, только старый, который сгнил и упал. В новом интересная система хранения, проживания и существования сторожа", - пояснил Кочуркин. Кроме того на "Сарае сараев", как в альбоме с фотографиями, сохранились следы прошлых жизней. На внешних стенах краской зонированы места, где раньше хранились предметы, или отбрасывало тень дерево.

При въезде на территорию в деревню на углу появился новый постоянный объект - сарай "Функциональное мычание" петербургского архитектора Оскара Мадеры,главынм элементом конструкциии котрого стала двойная крыша. Внутри разместилась выставка фотографий с лучшими конкурсными проектами, но которые не были реализованы.

Как охарактеризовал объект Кочуркин, "Функциональное мычание" "это абсурд, в то же время элементарный прототип архитектурной единицы, смысл которой защита и кров". "Когда появляется вторая крыша, то появляется вопрос - именно через это архитектура становится искусством", - уверен он.

Со своей стороны, Мадера, объяснил: "мы не знаем, что такое с архитектурной точки зрения сарай, у него нет конкретной функции - это и хранение, и мастерская, и гараж", поэтому, как он продолжил, ему захотелось сделать первый шаг в сторону определения, но при этом не превратить сарай сразу в другой объект. По словам архитектора, он старался "перейти границу сарайности", не позволив своему сараю "стать при этом чем-то другим", и попробовал дать сараю возможность, самому рассказать о себе.

"Как говорит глухонемой, он может только ритмически мычать, один, два раза мычать и так далее. А у сарая нет такой возможности, поэтому он отпочковывает от себя единственное, что у него есть - крышу. Получаются две абсолютно одинаковые крыши, которые делают его не совсем сараем, но при этом не делают ни домом, ни чем другим", - сказал Мадера.

КАПУСУЛЬНЫЙ ОТЕЛЬ

Еще одним постоянным объектом станет капсульный отель "Ваш шкаф" Кирилла Баира и Дарьи Лисициной, напоминающий минималистические японские отели-ящички для сна.

Кочуркин уточнил, что сарай-отель в данном контексте маркирует территорию кемпинга, "как некое проживание людей на открытом воздухе наподобие арт-коммуны".

Кирилла Баир, автор объекта капсульный отель "Ваш шкаф", рассказал, что рассматривал сарай с точки зрения простоты форм. "Сейчас есть очень модное слово - протоскульптура, протодизайн и так далее. Это то, что было вначале, классицизм сразу не появился, были пещеры и так далее. Сейчас в искусстве тенденция - вернуться к первоисточнику, не навешивать на него много, а то искусства не видно", - уточнил он.

Баир также поделился, что ему не впервой строить нестандартные отели: "мы построили на горнолыжном курорте снежный отель, в виде сердца. В прошлом году оформляли такой отель в Кировске, и там уже тридцать пар расписались. В этом году хотим построить такой отель в Москве, в парке Горького, но пока нет финансирования", - рассказал он.

Посетители "Архстояния" могут увидеть "Стеной сарая" Саны Бориевой, бросающей тень сразу с двух сторон и "Гнезда Света" Никиты Токарева, Арсения Леоновича и Петра Топорева, представляющие собой гигантские светящиеся китайские фонари, развешенные в сумрачном лесу.

Кроме того, во время трехдневного open-air фестиваля, по всей территории "Архстояния" установят вышки со специальными акустическими инструментами - инсталляциями из метлла. По словам куратора, музыка будет разноситься по всей территории фестиваля.

Также в рамках фестиваля выступит ансамбль "Персимфанс" - симфонический коллектив, исполняющий музыку без дирижера, с программой созданной специально для фестиваля и включающей музыку, написанную под влиянием природных явлений, а режиссер Владимир Панков и его студия SounDrama привезут программу на основе фольклорной музыки, состоящую из импровизаций.

Как говорил ранее Кочуркин, "Архстояние" в этом году даст возможность воплотить мечту романтиков о слиянии всех видов искусства: "синтезировать архитектуру, ландшафтное искусство, живопись, кинематограф, музыку".